newyuzhanin: (Default)
newyuzhanin ([personal profile] newyuzhanin) wrote2012-01-08 02:54 pm

1-5

1.5. Рассказ пятый. Из Катулла

Диофант был очень одаренным, талантливым человеком. В школьные времена он побеждал на областных математических олимпиадах, находил, например, изящные решения для труднейших геометрических задач на построение. Он профессионально занимался программированием и локальными компьютерными сетями еще в те первые годы, когда всё это в Гиперборее было в диковинку. Кроме того, у него были золотые руки, и он испытывал возбуждение, восторг и трепет при виде механизма любого типа и любой сложности, каковой он тут же на месте мог разобрать и собрать заново, но так, чтобы механизм работал еще лучше. Он умел отремонтировать и наручные часы, и швейную машину.

Несмотря на это, он оказался совершенно неприспособлен для практической жизни. Например, он мог потерять интерес к проекту, когда 90% работы было уже сделано, и не закончить приемку-сдачу, а в результате заказчик отказывался ему платить. Не говоря уже о том, что в те времена вовсе не была редкостью ситуация, когда заказчик и не мог заплатить. "Сейчас нет денег". Заказчиками его были всё еще не вымершие до конца старые советские институты и другие организации, вполне по-советски методами "шоковой терапии" переведенные на хозрасчет - а на самом деле находящиеся на разных стадиях криминальной приватизации и простого разворовывания по кирпичику. А Диофант, человек кристальных принципов, предоплату с них не брал и ни на какие теневые схемы расчетов не соглашался.

Коротко говоря, Пенелопа фактически осталась один на один со всеми тяготами быта, ремонта и выживания. Она была готова переносить всё это (ведь читатель уже чуть-чуть знаком с ее характером). Но, как она мне признавалась, от человека, которого она любит, требовалось при этом хотя бы что-нибудь. Рвение, старание, подвиг - хотя бы в чем-нибудь. Видимо, Диофант слишком часто не оправдывал ее ожиданий. И она влюбилась в другого человека, после чего с Диофантом как честная женщина немедленно рассталась и вскоре развелась. Их брак продолжался не более двух лет.

Новым избранником Пенелопы стал человек не менее достойный. Кронос, так уж получилось, был сыном того самого членкорра, внуком академика, а сверх того - средоточием мужского начала, которое в экстремальных ситуациях выражалось в стремлении отстаивать свою честь крайне агрессивными методами.

(Как ни грустно, но чтобы не врать, я должен упомянуть и об этом. В ту зиму умерла любимая бабушка Пенелопы. Похороны стоили очень дорого. Чтобы избежать хотя бы части непосильных расходов, Пенелопа обратилась к своим друзьям с просьбой о помощи. Диофант, Кронос, и даже Никандр - наш общий приятель, потомок дворянского рода и большой знаток литературных норм русского языка - отправились в пригородный поселок и вырыли могилу в насквозь промерзлой земле. Я не поехал. У меня в этот момент нашлись какие-то неотложные дела.)

Кронос провел свою юность в бандитском старом районе на холме за железной дорогой, где он жил с матерью в большом частном доме, старинном родовом гнезде, выстроенном дедушкой-академиком. Впоследствии Кронос защитил приличную для своего происхождения степень и был устроен на работу в банк, где занимался программным обеспечением и информационной безопасностью. Но большую часть времени он посвящал общению с близкими друзьями, по результатам которого Никандр, бывший тогда все еще будущим физиком, сформулировал так называемые "стандартные условия". Это потребовалось потому, что очень уж многие рассказы о текущих событиях участникам приходилось начинать с описания экспозиции всегда одними и теми же словами: "Сидим у Кроноса на Холме, квасим. Приходит ..." и т.д. Никандр предложил вместо фразы "Сидим у Кроноса на Холме, квасим" использовать слова "Стандартные условия". Это даже прижилось на какое-то время.

У такого времяпровождения, как ни странно, был и прагматический смысл. До устройства в банк Кронос с товарищами обеспечивал себе и близким средства к существованию разными нетривиальными способами. Одним из этих способов было изготовление крепких алкогольных напитков в домашних условиях. В процессе производства, а также перед отправкой очередной партии продукции на реализацию потребителю, требовался, разумеется, тщательный контроль качества, который и проводился - иногда выборочно, иногда непрерывно - путем испытаний на себе.

У корпорации был один фирменный секрет и приятное чувство юмора. Для повышения спроса на свою продукцию (а паленой водки тогда по городу было хоть пруд пруди), они устраивали своеобразную беспроигрышную лотерею среди покупателей. А именно: в каждую сотую бутылку вместо положенной по технологии смеси компонентов заливался чистый 96-процентный спирт.

В гостях у Кроноса собирались лучшие люди города (в своём поколении). Сам он пел Высоцкого весьма похоже на оригинал, и вообще был очень ярок. Была вокруг него и некая дымка неприкаянности, таинственной печали. Он был, не скрою, очень привлекателен, и даже я сам испытывал к нему очень большую симпатию. В целом, я думаю, Пенелопе было весело и интересно с ним. Но в отношениях с Кроносом у Пенелопы было несколько больших трудностей, которые со временем и сделали продолжение этих отношений невозможным.

Кронос был очень привязан к своей матери, которая почти не выходила из дому, но была властной женщиной с трудным характером. Заботился о ней, обеспечивал ее. Само по себе это могло бы быть прекрасно. Но в данном случае привело к тому, что Кронос не соглашался жить в доме Пенелопы и вообще не мог посвятить ей значительной доли своего времени и эмоциональных ресурсов. Он не был готов пойти ни на какие обязательства, и предпочитал поддерживать с Пенелопой отношения двух свободных людей. Эту свободу для себя лично он трактовал расширительно.

В то же самое время Кронос был чудовищно ревнив, и каждый раз, когда Пенелопа, например, выбиралась летом без него на море (а он и не хотел никуда ехать) - по приезде ее ожидал взрыв ревности, причем совершенно беспочвенной. Пенелопа всегда была очень строга к себе и не терпела даже мыслей об измене человеку, отношения с которым достигли определенной степени близости.

И, наконец, самое печальное заключалось в том, что Кронос категорически отказывался иметь детей. (Уточню, конечно: не от процесса отказывался, а от детей как таковых.) Эта странность уходит корнями в его собственное детство. Развод его родителей, причем, очевидно, трудный и болезненный, пришелся на его восприимчивый возраст, и он получил тяжелую психологическую травму, от которой на тот момент еще не оправился. (К счастью, впоследствии, как мне стало известно, Кроносу удалось создать семью, и у него есть дети.)

Кронос с детства страдал от конфликта между родителями. Страдал из-за того, что его отца (а его отец - вероятно, достойнеший из знакомых мне людей) лишили возможности полноценно с ним общаться. И этим объяснял тот факт, что не хотел сам становиться отцом - то есть, человеком, который с такой легкостью может быть лишен своих естественных прав, своих чаяний, чьё достоинство может быть попрано, и само имя очернено в глазах его ребенка без справедливых к тому оснований.

Как бы там ни было, Пенелопа не теряла надежды исправить недостатки своего избранника, и провела с ним около четырёх лет. За это время и я успел не раз побывать в гостях на Холме, в том числе даже и при стандартных условиях. Там была необыкновенная атмосфера, какая может быть только в старой профессорской квартире. Камин. Цветные витражи. Бесконечная библиотека - во всех восьми расположенных по кругу комнатах, по всем стенам, от пола до потолка. Именно там я впервые взял в руки томик Катулла (имя настоящее) и испытал шок от того, с какой непосредственностью и красотой можно говорить правду о своих чувствах, и при этом оставаться самим собой. Что в случае Катулла означало - величайшим поэтом своей эпохи, а вероятно, даже и величайшим поэтом всей своей национальной культуры за всю тысячу лет ее существования.

У Пенелопы, куда бы я к ней ни приходил - на Холм или в усадьбу, - почти во всякое время крутились на магнитофоне кассеты Щербакова, каковых у нее было просто полное собрание всех записанных на тот момент песен. Это очень напоминало круглосуточное чередование бобин Высоцкого, Галича и Окуджавы в моем родительском доме, но только в новых исторических условиях: встань, делай как я, ни от кого не завись.

За эти четыре года и со мной, и в моей жизни произошли большие перемены.

[identity profile] javax-slr.livejournal.com 2012-01-09 07:28 am (UTC)(link)
"Ты рассказываешь мне все новости за десять лет, перечисляя любовные связи и рисуя диаграммы в трудных случаях. А я медленно смакую коньяк, пропитываясь им как губка."
(http://guker.info/kondr/netoropl.htm)