May. 7th, 2011

newyuzhanin: (hat)
Простите за длинный перерыв - я как-то случайно отработал на этой неделе 68 часов, зачем - не спрашивайте, я не знаю. Наверное, мне просто нравится работать.

* * *

Начало здесь:
Первый день (Мицпе-Рамон - истоки реки Нахаль Хава)
Второй день (вниз по ущелью Нахаль Хава до бассейна Гев Хава и нижнего яруса каньона)

Ну, то что он никакой не нижний, мы узнали буквально через 20 минут после старта. Но сначала пару слов о ночевке на дне каньона.
Вообще-то в каньоне ночевать очень удобно. В сухом русле легко находится мягкая и ровная площадка тонкого наносного песка. Стены каньона обычно состоят из полочек, образовавшихся от того, что вода потратила разное время на прорезание слоев скалы различной прочности. На этих полочках удобно сидеть, там можно найти защищенные от ветра ниши, куда ставить газовую горелку для приготовления ужина, красиво расставлять Библиотеку Всемирной Литературы, или даже прятаться под карнизами от солнца и дождя.

(Вы, кстати, прислушайтесь - там ничего такого странного не гудит в горах? Нет? Ну тогда продолжаем.)

Вот мы все это сделали, ну пару-тройку камней пришлось выворотить лопатой из песка, и уже отходили ко сну, когда на ткань палатки упали первые несколько капелек. Кап, так, кап... Через пару минут еще пяток. Кап, кап, кап-кап-кап!

Вы же все видели фильм "Экипаж"? Сцену взлета с поврежденного аэродрома я имею в виду. Тоже, кстати, со дна каньона люди взлетали :) Я даже отвлекусь на минутку и расскажу, почему эта сцена - моя любимая сцена советского кинематографа. Даже больше, чем встреча Штирлица с женой в кабачке Элефант.

Для того чтобы взлететь, им недостаточно просто решить. Надо включить (причем в строго определенной последовательности), проверить, прогреть, продуть несколько сотен приборов и систем. Их там четыре летчика, у каждого на взлете по инструкции работы выше крыши. В обычных условиях они бы все делали спокойно, расслабленно, может - с шутками-прибаутками. А тут у них за спиной по сценарию селевой поток (в который ассистенты режиссера подлили для зрелищности горящей нефти), и если они не взлетят немедленно, их просто снесет этим потоком.

(Нет, ничего там не журчит, как вам кажется?)

Так вот: эти четверо - советские летчики, то есть они во-первых атеисты, а во-вторых - некоторые из них коммунисты, а некоторые пофигисты. Но им тем не менее не приходит в голову отбросить формальности, например, не произносить вслух положенные каждому по инструкции фразы. Им просто приходится все это включать-проверять и проговаривать со скоростью втрое больше обычной. Но это священный порядок, его нельзя нарушать. Самолет взлетел бы без этого? В американском фильме - взлетел бы, точно, герой взял бы штурвал на себя и никуда б они не делись. А у этих - священнодейство. Вот я помню меня как при первом просмотре пробила эта ассоциация - так и усиливалась только с тех пор. Они не тумблера переключают со стандартным докладом, вовсе нет! Они совершают обряд, молитву, а в молитве ни в коем случае нельзя пропустить даже одного слова!

(Смотреть здесь с 08:00 до конца и потом здесь с начала до 0:40, любимая цитата - "Скорсть принятия решения".)

Вот когда над нами закапало, мыRead more... )
"Длина реки километров 25, ширина водосборного бассейна пусть 10, это 250 квадратных километров, 250 миллионов квадратных метров. Предположим один миллиметр осадков. Всего 250 тысяч кубометров воды. Коэффициент поглощения в пустыне пусть половина. 120 тысяч. При скорости потока два метра в секунду, семь двести в час, вся эта вода должна протечь за три часа. Это в среднем 40 тысяч кубов в час, грубо 100 кубометров в секунду. Опять-таки при скорости два метра в секунду для этого нужен поток сечением 50 квадратных метров. Ширина каньона - метров 15. Глубина воды здесь будет 3 с половиной метра."
Второй участник смеялся и апеллировал к здравому смыслу, говоря, что здесь вообще в принципе никогда не может быть столько воды, потому что ей неоткуда взяться. А я отвечал, что вся эта долина, по которой мы идем уже два дня, и вся ее верхняя часть, по которой мы даже не шли, и все притоки, и все эти плато, и вообще всё, что мы видели и видим вокруг - это водосборный бассейн, и вся вода из него просто никуда больше не может деться, кроме как стечь вот сюда, где мы сейчас стоим. И при этом мы запихивали в рюкзаки подряд спальники, еду, примус, всё, что попадалось под руку, неважно, где чьё.

Короче, на то, чтобы одеться, разумно обсудить ситуацию, аккуратно сложить все вещи и организованно покинуть бивуак в 9 вечера, нам на всё вместе потребовалось не более сорока секунд.
Но идти-то куда?
Вверх или вниз по каньону - проблемы не решает. Вправо - отвесная скала, туда без скальных крючьев и молотка не залезть. Влево - крутая осыпь. По ней можно влезть на отрожек метров 15 высотой, где относительно безопасно, а дальше - тоже обрывы. Но там совершенно негде ставить палатку, даже сидеть проблематично.

Пока что мы пошли на скальную полку под правым берегом. Она поднята над руслом метра на полтора, и достаточно широкая и плоская даже для палатки. И стали ждать в темноте. Дождь как таковой не начинался, но и капать время от времени не прекращало.
Дилема простая: поскольку ночью хочется спать, то можно поставить палатку здесь, но мы можем оказаться в потоке. На этот берег не влезть. Когда по каньону начет течь вода, даже когда еще не с максимальным расходом, на другой берег перейти будет уже невозможно. Если же сразу полезть на эту осыпь на другом берегу - то там вряд ли удастся спать. И вообще как-то вроде глуповато - дождя-то нет!

Мы достигли сначала компромисса, а затем и консенсуса.
Компромисс был такой: ставим палатку здесь и следим пару часов за погодой. Как только начинается настоящий дождь - немедленно лезем на осыпь, не дожидаясь перитонита, пока в ручье появится вода.

Консенсус оказался достижим с помощью известного средства. Приняв во внимание 50-100 граммов коньяку (а у нас с собой было), я согласился ввести в свой расчет некоторые поправочные коэффициенты (не над всей же территорией бассейна сразу пойдет дождь, а пусть, например, над половиной; миллиметр - это много, столько выпадает вообще по многолетней усредненной норме за весь апрель, а за один дождь выпадет меньше, и т.д.). Коэффициенты позволили понизить ожидаемый уровень воды настолько, что как раз именно наш камушек оказывался выше него ну сантиметров на 15-20.
С этим мы и уснули.

Дождя никакого не было, а утром вид из палатки выглядел так:


Сама же она стояла вот в такой замечательной нычке, что называется, за камушком:


Ну и продолжение, да, следует.

February 2017

S M T W T F S
   123 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 15th, 2025 08:09 am
Powered by Dreamwidth Studios